Академия Государственной Противопожарной Службы МЧС России
30 лет МЧС россии 75 лет с дня победы Академия Государственной Противопожарной Службы МЧС России
Translate / Übersetzen / Traduire / ترجم Версия для слабовидящих Распечатать
Личный кабинет
Бутко Вячеславу Сергеевичу
Академия Государственной Противопожарной Службы МЧС России
Показать меню
Показать инструменты

Продолжаем учиться. Продолжаем учить

          Когда несколько лет назад в вузовской среде начались разговоры о возможности отмены лекционных занятий в классической форме и в обозримом будущем замене их онлайн курсами, сама мысль поголовному большинству преподавателей казалась не более, чем популистскими разговорами. Конечно же, никто не предвидел нынешней экстраординарной ситуации. Разговоры просто шли о том, что вместе с меняющимся цифровым миром придется меняться и высшей школе.

       В условиях самоизоляции дистанционное обучение остается единственным выходом, чтобы не прерывать учебный процесс и давать знания. Мы уже рассказывали о том, как проходит обучение курсантов и студентов в онлайн режиме, делились их впечатлениями. Сегодня поговорим на эту тему с преподавателями академии.

          Главное по мнению многих преподавателей,  в процессе дистанционного обучения - не бояться экспериментировать и прислушиваться к мнению студентов.

       Кафедра инженерной теплофизики и гидравлики. Горюшкин Сергей Сергеевич, старший преподаватель:

       «Современные проблемы требуют современных решений. Для организации дистанционного обучения со 2 курсом факультета техносферной безопасности, который на данный момент находится на самоизоляции в Ногинском спасательном центре, мною была выбрана платформа Discord.  Discord - это очень симпатичный и удобный VoIP мессенджер, предназначенный для голосового и видео общения, а также трансляций в играх, который является в настоящий момент самой продвинутой программой в этой нише.

          Нашей кафедре под руководством учебно-методического центра удалось эту программу интегрировать для дистанционного учебного процесса. В этой программе доступна возможность создания отдельных комнат, групп, серверов и т.д. Поддерживает Windows, Mac, Android, iOS, а также есть версия для браузера. Скачать Дискорд можно совершенно бесплатно с официального сайта. Поэтому абсолютно каждый курсант может установить ее на свой ноутбук или мобильный телефон, подключиться к каналу, конспектировать и усваивать материал, который во время занятий находится в прямом эфире.

          В свою очередь преподаватель видит кто из курсантов (обучающихся) подключился и в какое время, все ли 90 минут находился на связи (функция контроля). Во время проведения занятия в Discord курсанты могут задавать вопросы в голосовом или текстовом чате, присылать фотографии и отчетные материалы о проделанной работе. Это значит, что присутствует связь преподаватель–курсант–преподаватель, что очень важно в учебном процессе.

          Для меня нет разницы, как объяснять материал: стоя перед обучающимися в аудитории или дистанционно».

       Кафедра управления и экономики ГПС (в составе НОК ОУП ГПС). Преподаватели предметно-методической секции «Финансово-экономических дисциплин»:

       «Конечно, для преподавателя дистанционное обучение — это очень сложное и напряженное мероприятие. За 2-часовой вебинар устаешь сильнее, чем за целый день очных занятий. Для того, чтобы перенести «живой курс» в дистанционный, необходимо компенсировать отсутствие прямого взаимодействия с обучающимися. При очном обучении важна мимика, тон, взгляд, что называют «лабораторией невербальной коммуникации.

       Поэтому личное присутствие и выразительность речи заменяется слайдами, инфографикой, анимацией, демонстрационными экспериментами. Все это требует большой подготовительной работы со стороны преподавателей. Но и обучающимся приходится проявить самодисциплинированность и усидчивость.

       Хочется отметить открытость и отзывчивость наших курсантов, слушателей при проведении занятий. Из-за перегруженности трафика в СДО «Прометей» занятия проводились на альтернативных площадках. Курсанты эмоционально воспринимают живое общение с преподавателем в форме конференции на платформе Zoom, когда подключается вся группа. В этих условиях удается развить дискуссию и выслушать мнение каждого. Также, с каждой группой мы создали общий ЧАТ в WhatsApp, где можно задать уточняющий вопрос, выслать для проверки решенное задание. Как правило, это запасной вариант для поддержки связи в случае перегрузки всех платформ.

          Контроль обучающихся и обратная связь осуществляется через командиров групп. Конечно, стало уходить гораздо больше времени на проверку отчетов в электронной форме, ведь при очном обучении контроль осуществлялся в аудитории во время выполнения работы.

          Но самое главное - все сотрудники нашей кафедры ждут с нетерпением встречи, как с нашими обучающимися, так и с коллегами в стенах родной академии».

       Кафедра русского языка и культуры речи. Филиппова Елена Владимировна, ведущий специалист кафедры по преподаванию русского языка как иностранного:

       «Безусловно, интернет-программа не может заменить реального общения в аудитории, но на короткое время дает возможность без перерыва продолжать образовательный процесс. В сегодняшних условиях я активно использую в работе программу Zoom. С ее помощью можно создавать диалогическое общение в группе, что очень важно особенно для обучения иностранных студентов на начальном этапе.

       В работе участвует вся группа, на видео я могу видеть, чем занимается каждый студент и привлекать его в нужный момент к работе. Программа позволяет пользоваться доской и демонстрировать слайды, слушать аудиофайлы. Поскольку звук нужно регулировать самостоятельно, ребятам приходится быть терпимыми по отношению друг к другу, не перебивать, что очень часто встречается на обычных уроках, а выслушивать до конца, а потом формулировать свою мысль.

       Ребята эмоциональны на занятиях, поскольку здесь они могут говорить по-русски, используя тот минимум языковых средств, который у них есть. Говорить и получать обратную связь, спрашивать и осознавать, что их понимают и готовы помочь».

       Кафедра гражданской защиты (в составе УНК ГЗ). Калайдов Александр Николаевич, профессор (кандидат военных наук, доцент).

       «В сложившейся обстановке дистанционные образовательные технологии, пожалуй, являются единственным способом осуществления образовательной деятельности. Преподаватели быстро сориентировались и нашли различные альтернативные программно-аппаратные площадки (СДО «Прометей», программный продукт «ZOOM» и т.д.).

       Из преимуществ такого формата обучения можно отметить только одно: экономия времени, необходимого для передвижения по Москве. Но и это – довольно сомнительное достоинство. В остальном, при такой реализации можно отметить потерю качества доведения учебного материала, исходя из основ педагогики, андрогогики, пропедевтики…». 

Поделиться в соц.сетях