Академия Государственной Противопожарной Службы МЧС России
Академия Государственной Противопожарной Службы МЧС России
Календарь событий
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Декабрь
Ноябрь
Инструменты
Избранное
Translate / Übersetzen / Traduire / ترجم Версия для слабовидящих Распечатать
Личный кабинет
Супруновскому Анатолию Михайловичу
Академия Государственной Противопожарной Службы МЧС России

Пожарно-спасательный автомобиль с реверсивным движением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в тоннелях ПСА-Т-3,0-40/100-4/400 (IVECO AMT 693904)–43ВР (ПСА-Тоннель)

Авторы: Тетерин И. М., Алешков М. В., Рожков А. В., Климовцов В. М., 
Плосконосов А. В., Фролов Е. Г., Раевский Е. С., ОАО «Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования»

В соответствии с Планом научно-технической деятельности МЧС России на 2011-2013 годы п.5.3-57/А-2, утвержденного приказом МЧС России от 5 марта 2011 г. № 107 учеными Академии ГПС МЧС России была проведена опытно-конструкторская работа «Разработка пожарно-спасательного автомобиля с реверсивным движением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в тоннелях».
ПСА-Тоннель – пожарно-спасательный автомобиль с реверсивным движением для сбора, оказания первой помощи и эвакуации пострадавших при чрезвычайных ситуациях.

Основные технические характеристики:
– Базовое шасси - IVECO АМТ;
– Колесная формула – 4×4;
– Мощность двигателя – 380 КВт (л/с);
– Тип пожарного насоса – НЦПК-40/100-4/400;
– Подача лафетного ствола – 20 л/с;
– Вместимость цистерны для воды – 3000 л;
– Вместимость пенобака – 240 л;
– Число мест для боевого расчета – 5+1;
– Объем мотора – 12,88 л;
– Полная масса – 18 000 кг.

Современный мир невозможно представить без скоростных транспортных магистралей. Автодорожные тоннели являются уже привычным их элементом. Однако практика их использования показала, что автодорожные тоннели являются объектами повышенного риска. Пожары в них сопровождаются быстрой потерей видимости в результате задымления и высокими температурами. Для защиты автотранспортных тоннелей Олимпиады 2014 года в Сочи, ученые Академии ГПС МЧС России совместно с ОАО «Варгашинским заводом противопожарного и специального оборудования» разработали и создали пожарно-спасательный автомобиль с реверсивным движением ПСА-Т-3,0-40/4.
Проектирование начали заблаговременно силами своих, уральских конструкторов. IVECO АМТ – совместное российско-итальянское предприятие, которое занимается не только сборкой тяжелых грузовиков «ИВЕКО-Траккер», но и выпускает спецавтомобили на их агрегатах. Однако двуглавый грузовик получился настолько необычным, что вызывал удивление даже у самих заводчан. В реальной жизни ездить этим автомобилям придется немного, основная задача – нести службу в карауле. Пожар в тоннеле не менее страшен, чем в небоскребе, – бежать некуда! Если понадобится, то установленным впереди клином-тараном машина должна расчистить путь другим автомобилям спасателей. Будет нужда – легко растащит сцепившихся в аварии, а пеной или водой из четырехкубовой емкости подавит огонь. Если воды не хватит, водитель пересядет в заднюю кабину и со скоростью до 85 км/ч помчится из тоннеля к ближайшему пожарному водоему. Смонтированный на машине насос способен заполнить емкость за 40 секунд!
В зоне пожара обычно дышать нечем – кислород выгорает, везде едкий дым. Но не только боевому расчету нужен запас воздуха. Чтобы двигатель не задохнулся, автомобиль снабдили системой искусственного дыхания – баллонами со сжатым воздухом. Кабины же оснащены фильтровентиляционными установками, поэтому экипаж из шести человек в любой из них сможет обходиться без противогазов.
Среди отличий «двуликого» пожарно-спасательного автомобиля (ПСА) от обычного грузовика не только две кабины, но и особое шасси. Автомобиль полноприводный, причем обе оси управляемые (вдоль рамы проходят тяги и рычаги) – так улучшается маневренность, уменьшается радиус разворота. Полная масса огнеборца 18 000 кг, развесовка идеальная – 50:50. Мосты проверены временем и суровыми условиями – их прообразы отлично зарекомендовали себя еще на легендарных бамовских «магирусах».
Мотор из гаммы IVECO выбран тоже с запасом – самый большой, F3B Cursor 13 объемом 12,88 л, но не в 560-сильном варианте, а с минимальной настройкой мощности – 380 л.с. Ресурс при этом наверняка перевалит за миллион километров, хотя понятно, что такого пробега у пожарной машины никогда не будет. Зато надежность максимальная, а это для боевой машины куда важнее.
Интересный вопрос: какую из кабин считать передней? Решили – ту, под которой установлен двигатель. Под задней смонтированы насосы для пожаротушения и наполнения резервуара. Чтобы максимально упростить работу водителя, тем более в такой напряженной обстановке, машину снабдили автоматической коробкой передач ZF. С ней, кстати, отпала нужда тянуть из обеих кабин приводы переключения передач и исчез риск случайной блокировки управления из другой кабины.
От ZF и раздатка – она нужна для передачи крутящего момента на ведущие мосты. А вот между немецкими коробкой и раздаткой установлен отечественный реверс-редуктор. Он-то и обеспечивает одинаковые скорости движения машины в обе стороны.
Автомобиль можно эксплуатировать в задымленной атмосфере с ограниченным количеством воздуха. Система жизнеобеспечения боевого расчета устроена таким образом, чтобы экипаж мог работать в кабине без противогазов на случай задымления. В качестве навигатора выступает роботизированный комплекс для мониторинга окружающего пространства, состоящий из ультразвукового сканера пространства, тепловизора и лафетного ствола с дистанционным управлением.

Основные задачи:
– Тушение пожаров в тоннелях;
– Проведение аварийно-спасательных работ;
– Доставка к месту пожара личного состава;
– Доставка пожарно-технического вооружения и запаса огнетушащих средств;
– Оказание первой медицинской помощи на месте аварии;
– Освещение места работ

Специальные возможности:
– Расчистка пути с помощью отвала;
– Работа двигателя в задымленной среде;
– Кабины оснащены фильтро-вентиляционными установками, при задымлении экипаж может находиться в кабинах без противогазов;
– Навигация в задымленной среде осуществляется с помощью роботизированного комплекса мониторинга пространства (ультразвуковой сканер, тепловизор, лафетный ствол с дистанционным управлением);
– Дренчерная система орошения защищает от тепловых воздействий